Необходимы ли орловцам ТОСы
«В Орловской области уже есть опыт по созданию и развитию территориального общественного самоуправления: охват населения области деятельностью ТОС составляет 57 %.»
Необходимо ли орловцам территориальное общественное самоуправление?
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является одной из форм участия граждан в местном самоуправлении. ТОС действует по принципу «снизу-вверх», являясь проводником народной инициативы.
Согласно статье 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ТОС - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС необходимо для того, чтобы оперативно и результативно решать конкретные проблемы людей, которые трудно реализовать с помощью стандартных механизмов государственного и муниципального управления.
Жители ТОСов сами определяют актуальную проблему и намечают пути её решения. Местные органы власти при этом могут оказывать содействие в виде методической помощи, координации действий инициаторов, обеспечивать жителей необходимым инвентарём, оборудованием, расходными материалами и специалистами для решения выявленной проблемы.
В некоторых субъектах Российской Федерации, например в Воронежской области, осуществляется государственная поддержка ТОС через гранты. Такая поддержка осуществляется при соблюдении двух важных условий. Первое: поддерживаются только те инициативы, в реализации которых готовы участвовать сами жители, используя на это своё время и силы. И второй момент - местные инициативы должны быть отобраны общественниками и ими же контролироваться.
Говоря о взаимодействии системы «территориальное общественное самоуправление - органы местного самоуправления», можно выделить также два основных подхода.
Административный. Он характеризуется включением руководителей ТОС в состав коллегии администрации города, участием в заседаниях городского Совета, заседаниях советов ТОС при мэре и губернаторе с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, касающихся интересов определённой территории. Такой подход, безусловно, активизирует взаимодействие между уровнями местного самоуправления. Но при этом допускает организационное вмешательство органов власти в деятельность ТОС. При наличии взаимных интересов административный подход может быть успешно реализован.
Возможен также кооперационный подход. В этом случае эффективность процесса зависит от уровня развития гражданского общества, основу которого составляют общественные некоммерческие организации. Органы ТОС выступают учредителями данных организаций - ассоциаций ТОС, фондов объединения и развития ТОС, домовых и квартальных комитетов. Целевая направленность деятельности подобных организаций позволяет им эффективно распределять бюджетные средства в рамках стратегической программы социально-экономического развития территории. Определяющей характеристикой ТОС является наличие инициативы населения в рамках различных форм самоорганизации, а также его переходный статус между самоорганизационным и самоуправленческим потенциалом в системе местного самоуправления.
В марте 2008 года было принято Положение о ТОС в городе Орле, которое определило порядок его организации, регистрации устава, условия выделения необходимых средств из местного бюджета. Этим положением введены чёткие виды, правила создания, регистрации ТОС. Они могут быть следующих видов: комитет подъезда; домовой комитет; уличный комитет и ТОС микрорайона.
Сегодня в Орловской области уже есть опыт по созданию и развитию территориального общественного самоуправления: охват населения области деятельностью ТОС составляет 57%, а самые первые из них появились ещё в 90-е годы.
В качестве примера успешного развития ТОС можно назвать город Орёл. На территории города учреждён 321 орган ТОС (120 уличных комитетов, 201 домовый комитет), зарегистрированы координационные советы органов ТОС, общественные советы председателей уличкомов. Общественное самоуправление города решает немало социально значимых вопросов: осуществляет контроль в сфере ЖКХ, участвует в организации спортивных соревнований, праздничных мероприятий, решает бытовые проблемы населения.
В ряде муниципальных районов области одной из наиболее динамичных форм территориального общественного самоуправления является функционирование и развитие института сельских старост (Покровский район - 83 старосты, 10 - в райцентре и 73 в муниципальных поселениях). Сельские старосты являются связующим звеном жителей с органами местного самоуправления, занимаются общественной работой на добровольной основе и пользуются непререкаемым авторитетом у людей.
В основе существующей в нашей области системы территориального общественного самоуправления полностью реализована только первая ступень - советы многоквартирных домов, уличные комитеты, старосты (характерно для сельских поселений). Важным моментом становится включение в состав ТОС депутатов, лидеров общественного мнения, представителей бизнеса. Большинство ТОС в муниципальных образованиях созданы без образования юридического лица, но это не мешает им брать на себя ответственность за свою территорию. ТОСы стали реальными партнёрами участковых инспекторов полиции, служб социальной защиты и центров социального обслуживания, административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.
Ещё в 90-е годы на Орловщине начала формироваться и нормативно-правовая база деятельности ТОС, которая за это время претерпевала изменения, порождённые опытом и практикой, совершенствованием законодательства о местном самоуправлении. На данный момент все муниципальные образования области имеют нормативно-правовую базу деятельности ТОС, при этом назрела необходимость её совершенствования: принятие Концепции развития ТОС в Орловской области до 2021 года (поэтапно: создание эффективной организационной структуры, повышение уровня профессионализма, обеспечение информационного сопровождения, повышение эффективности взаимодействия ТОС, повышение вклада ТОС в развитие территории), разработка государственной программы Орловской области «Развитие местного самоуправления в Орловской области» (либо подпрограммы в программе «Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества»), принятие Закона Орловской области о поддержке ТОС.
Сегодня федеральное законодательство позволяет не регистрировать территориальное общественное самоуправление в качестве юридического лица. Но стоит учесть, что именно такая регистрация придаёт ТОСам особый статус, переводя их в разряд субъектов гражданских правоотношений и давая ряд дополнительных возможностей. Сегодня назрела, например, необходимость реализации депутатами всех уровней наказов избирателей путём финансовой поддержки ТОС.
Говоря о ТОСовском движении в Орловской области, нельзя не отметить, что жители муниципальных образований готовы к совершенствованию работы по управлению территорией. Это показывают совместные встречи ТОСовцев, проводимые в регионе. Практика такого взаимодействия должна расширяться, перерастая в межрегиональное (сетевые межрегиональные площадки), где обязательно сложится традиция постоянного обмена опытом, выработки новых подходов к работе, направлений развития, механизма взаимодействия с органами местного самоуправления, а значит, и популяризации ТОС. Понимая их роль, все муниципальные образования области стараются поддержать инициаторов и активистов территориального общественного самоуправления (в отдельных случаях - освобождаются от уплаты земельного налога, компенсируются затраты на оплату коммунальных услуг, материальная поддержка руководителей ТОС, система материального поощрения активистов и победителей конкурсов). Но нужны более конструктивные шаги. Проблемы популяризации ТОС не решить без финансовой поддержки инициатив и проектов на конкурсной основе. В практику территориального общественного самоуправления вошли конкурсы по итогам благоустройства, озеленению и образцовому содержанию территории; подготовки к праздникам, по выбору лучших домов, дворов, улиц и подъездов, микрорайонов, объектов досуга, организуемые исключительно среди ТОС.
К сожалению, на сегодня ТОС в Орловской области юридически не оформлено (не приняты уставы ТОС, не проведены организационные мероприятия по выбору руководителей ТОС и т.д.).
Первоочередными задачами в сфере ТОС можно считать инициирование создания ТОС, определение территорий ТОС, утверждение типовых уставов в муниципальных образованиях, проведение учредительных собраний или конференций граждан, принятие уставов ТОС, регистрация уставов в муниципальных образованиях, обучение персонала (старост, председателей домовых комитетов, председателей уличных комитетов и т.д.), организационную и методическую помощь в запуске ТОС.
Мы приглашаем к обсуждению поставленной проблемы население Орловской области, активных граждан, представителей домовых и уличных комитетов, старост, руководителей органов местного самоуправления, депутатов всех уровней. Предложения направлять по электронной почте: 0057orel@mail.ru.
Валерий САВИН, председатель комитета по
местному самоуправлению и регламенту
Орловского областного Совета народных депутатов,
кандидат юридических наук, профессор