Год гражданской обороны в системе МЧС России: проводимые мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в области гражданской обороны
2017 год в МЧС России объявлен Годом гражданской обороны с целью дальнейшего развития формирования единых подходов к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, повышения ее роли в обществе, а также в связи с 85-й годовщиной со дня образования гражданской обороны страны.
4 октября 1932 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». В 1961 году на базе местной противовоздушной обороны была создана гражданская оборона. В конце 1980-х годов принято решение о коренной перестройке ГО: на нее были возложены задачи защиты населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.
На сегодняшний день гражданская оборона России – это чётко организованная и отлаженная система, работающая в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия. Природные и техногенные пожары, аварии на производстве, транспорте, объектах ЖКХ, стихийные бедствия – вот неполный список того, на что приходится реагировать силам гражданской обороны страны. Все эти усилия направлены, в первую очередь, на оказание помощи людям, обеспечение их безопасности, сохранение жизни и здоровья, культурных и материальных ценностей.
В настоящее время МЧС России целенаправленно внедряет новый формат повышения готовности ГО, в том числе, запланированы мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в области гражданской обороны с учетом новых форм и методов работы:
- внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны;
- установление категорий риска и критериев отнесения к ним субъектов надзора в области гражданской обороны;
- распределение субъектов надзора в области гражданской обороны по категориям риска;
- формирование исчерпывающих реестров подконтрольных субъектов в области гражданской обороны;
- разработка и внедрение механизма оценки результативности и эффективности осуществления контрольно-надзорных функций в области гражданской обороны;
- формирование проверочных листов, применяемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий в области гражданской обороны;
- публикация (размещение) на официальных сайтах докладов по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению в области гражданской обороны;
- размещение на официальных сайтах перечня нормативных правовых актов и их текстов, содержащих обязательные требования и мероприятия в области гражданской обороны.