Содействие развитию малого и среднего предпринимательства
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства
(Информация в соответствии со ст.19 Закона №209-ФЗ)
Малый бизнес – это сектор, во многом определяющий жизнеспособность экономики. В соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения муниципального района является вопрос содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как создание условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса может смягчить последствия финансового кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства.
На территории Верховского района на 01.01.2021 года зарегистрировано 399 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 87% – доля индивидуальных предпринимателей., на 01.01.2022 года на территории Верховского района Орловской области осуществляют свою деятельность 425 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 90% (или 384 субъекта) – доля индивидуальных предпринимателей, на 01.01.2023 года на территории Верховского района Орловской области осуществляют свою деятельность 425 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 90 % (или 384 субъекта) – доля индивидуальных предпринимателей.
Что касается отраслевой структуры малых и средних предприятий, то малый и средний бизнес охватывает все отрасли экономики:
– торговля – 38%;
– транспорт, в частности деятельность грузового транспорта и услуги по перевозке – 18%;
– сельское хозяйство - 18%;
– оказание услуг населению – 5%;
– строительство - 4%;
– прочие виды деятельности – 17 %.
Малые и средние предприятия осуществляют свою деятельность преимущественно в торговле и отраслях растениеводства.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и их классификация по видам деятельности по состоянию на 01.01.2023 г.
№ |
Виды деятельности |
Количество |
1 |
01 Растениеводство и животноводство |
87 |
2 |
08 Добыча прочих полезных ископаемых |
2 |
3 |
10 Производство пищевых продуктов, напитков |
4 |
4 |
16 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, |
2 |
5 |
23 Производство прочей неметаллической минеральной продукции |
1 |
6 |
25 Производство готовых металлических изделий, |
1 |
7 |
28 Производство машин и оборудования, не включенных |
1 |
8 |
31 Производство мебели |
3 |
9 |
33 Ремонт и монтаж машин и оборудования |
1 |
10 |
35 Обеспечение электрической энергией, газом и паром; |
1 |
11 |
37 Сбор и обработка сточных вод |
1 |
12 |
41 Строительство зданий |
5 |
13 |
43 Разборка и снос зданий, подготовка строительного участка |
18 |
14 |
45-47 Розничная и оптовая торговля |
137 |
15 |
49 Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта |
102 |
16 |
52 Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность |
2 |
17 |
55 Деятельность по предоставлению мест для временного проживания |
2 |
18 |
56 Услуги общественного питания |
5 |
19 |
59 Производство кинофильмов, видеофильмов |
1 |
20 |
66 Деятельность вспомогательная в сфере финансовых услуг, |
1 |
21 |
68 Операции с недвижимым имуществом |
6 |
22 |
70 Деятельность головных офисов; консультирование |
2 |
23 |
71 Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий |
3 |
24 |
74 Деятельность профессиональная научная и техническая прочая |
7 |
25 |
75 Деятельность ветеринарная |
1 |
26 |
77 Аренда и лизинг |
3 |
27 |
78 Деятельность по трудоустройству и подбору персонала |
1 |
28 |
81 Деятельность по обслуживанию зданий |
4 |
29 |
82 Деятельность административно-хозяйственная |
1 |
30 |
85 Производство одежды |
1 |
31 |
90 Деятельность творческая, деятельность в области искусства |
1 |
32 |
93 Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений |
1 |
33 |
95 Ремонт компьютеров, предметов личного потребления |
5 |
34 |
96 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг |
10 |
|
Всего |
425 |
1. Верховский район с 2019 года участвует в реализации регионального проекта поддержки бизнес-стартов в муниципальных образованиях Орловской области «Про100бизнес». С целью оказания помощи предпринимателям в организации бизнеса в Орловской области разработан пакет мер консалтингового сопровождения и государственной поддержки открытия бизнеса. Это помощь в подготовке бизнес-планов, сопровождение регистрации вновь создаваемых субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление микрозаймов через НКО «Центр микрофинансирования Орловской области», финансирование на реализацию мероприятий по организации самозанятости населения, а также юридическое сопровождение проектов, обучение начинающих предпринимателей основам ведения бизнеса. С момента старта проекта по состоянию на 01.01.2023г. по информации Фонда поддержки предпринимательства Орловской области, за получением различных видов поддержки обратились 31 субъект малого и среднего предпринимательства.
Верховский район также участвует в реализации нового национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Одним из новых направлений государственной поддержки в настоящее время является оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям и самозанятым в виде социального контракта. Социальный контракт – это государственная социальная помощь для активной занятости. В 2022 году начинающими предпринимателями заключено 8 социальных контрактов на сумму поддержки порядка 2 млн. руб. по направлению «Предпринимательство».
В муниципальном образовании действует муниципальная программа: Развитие, поддержка и популяризация малого и среднего предпринимательства в Верховском районе Орловской области на 2022-2024 годы.
Оценка показателей эффективности муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Верховском районе Орловской области на 2020 - 2022 годы»:
Оценка показателей за 2020 год
Оценка показателей за 2021 год
Оценка показателей за 2022 год
3. Cреднесписочная численность работников МСП в динамике 3-х отчетных лет
Вид экономической деятельности |
Ед. |
2020 |
2021 |
2022 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - A |
чел. |
282 |
280 |
286 |
Добыча полезных ископаемых - B |
чел. |
0 |
0 |
0 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - D |
чел. |
35 |
35 |
180
|
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - E |
чел. |
32 |
32 |
54 |
Строительство - F |
чел. |
3 |
3 |
8 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - G |
чел. |
335 |
335 |
340 |
Транспортировка и хранение - Н |
чел. |
351 |
351 |
328 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - I |
чел. |
44 |
44 |
38 |
Деятельность в области информации |
чел. |
15 |
15 |
15 |
Деятельность финансовая и страховая - К |
чел. |
21 |
21 |
15 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом - L |
чел. |
5 |
5 |
3 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая - M |
чел. |
45 |
45 |
30 |
Предоставление прочих видов услуг - S |
чел. |
3 |
3 |
5 |
4. Информация об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства
Виды экономической деятельности |
Ед. | 2020 | 2021 | 2022 |
Продукция сельского хозяйства в действующих ценах соответствующих лет |
млн. |
3451 |
3589 |
3 751 |
Оборот розничной торговли |
млн. |
928,1 |
1030,2 |
1112,7 |
Оборот общественного питания |
млн. |
9,0 |
9,4 |
9,8 |
Объем платных услуг населению, оказанных крупными и средними предприятиями |
тыс. |
118748,1 |
128247,9 |
137866,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
Бытовые услуги |
тыс. |
290,8 |
314,1 |
337,6 |
Жилищные услуги |
тыс. |
5800,0 |
6264,0 |
6733,8 |
Коммунальные услуги |
тыс. |
98689,7 |
106584,9 |
114578,7 |
Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья |
тыс. |
198,2 |
214,1 |
230,1 |
Ветеринарные услуги |
тыс. |
78,5 |
84,8 |
91,1 |
Услуги юридические |
тыс. |
99,6 |
107,6 |
115,6 |
Прочие услуги |
тыс. |
4990,6 |
5389,8 |
5794,1 |
5. Финансово-экономическое состояние субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории Верховского района, за период с 2019 по 2021 гг.
|
Ед. |
2020 |
2021 |
2022 |
Прибыль (убыток) - сальдо |
тыс. |
670871 |
720391 |
735429 |
в том числе по видам |
|
|
|
|
Сельское, лесное хозяйство, |
тыс. |
645066 |
692979 |
706146 |
Добыча полезных ископаемых - В |
тыс. |
-809 |
0 |
0 |
Обеспечение электрической энергией, |
тыс. |
688 |
708 |
729 |
Строительство - F |
тыс. |
1883 |
1939 |
1998 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - G |
тыс. |
5142 |
5296 |
5455 |
Деятельность гостиниц и предприятий |
тыс. |
0 |
0 |
0 |
Транспортировка и хранение - Н |
тыс. |
8072 |
8314 |
8564 |
Деятельность в области информации |
тыс. |
0 |
0 |
0 |
Деятельность по операциям |
тыс. |
6625 |
6824 |
7028 |
Предоставление прочих видов услуг - S |
тыс. |
0 |
0 |
0 |
6. Имущественная поддержка субъектов МСП
8. Конкурсы на оказание финансовой поддержки субъектов МСП: в 2022 году администрацией Верховского района конкурсы не объявлялись
9. Иная информация:
Подробная информация о мерах поддержки бизнеса и законодательстве, регулирующем отношения в сфере предпринимательства, размещена на сайтах www.msb-orel.ru, www.orel-region.ru в подразделе «Предпринимательство» раздела «Экономика и социальная сфера»
С 26.12.2022 года вступили в силу абзацы 3 и 4 подпункта «а» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 28.06.2022 №197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которыми пункт 4 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» изложен в новой редакции, предусматривающей, что в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в случае, если с даты признания субъекта малого или среднего предпринимательства совершившим нарушение порядка и условий оказания поддержки прошло менее одного года, за исключением случая более раннего устранения субъектом малого или среднего предпринимательства такого нарушения при условии соблюдения им срока устранения такого нарушения, установленного органом или организацией, оказавшими поддержку, а в случае, если нарушение порядка и условий оказания поддержки связано с нецелевым использованием средств поддержки или представлением недостоверных сведений и документов, с даты признания субъекта малого или среднего предпринимательства совершившим такое нарушение прошло менее трех лет.